Рембрандт как повод для общения

 

Честно признаюсь, что не отличу подлинника офорта Рембрандта от подделки (при нынешнем-то уровне развития технологий). А почему мне должно быть за это стыдно? Ведь я не искусствовед, который много лет приобретал подобные навыки. Да и то, случается, спектральный и прочий анализ выявляют ошибки экспертов – кто из нас без греха? – и в новостях диктор радует сенсацией.

Но я приду в музей, где искушённые в тайнах Прекрасного люди поделятся со мной своими знаниями, научат мои глаза различать нюансы почерка знаменитых мастеров, расширят кругозор и подарят ощущение полноты жизни, как это делает обаятельный Никита Монич. Его – если хотите, театр одного актёра – собирает публику и не просто удерживает внимание, а привязывает накрепко. Это экскурсия? Да. Это шоу? В такой же мере. Магия работы с аудиторией, которая рождается именно в данный момент и плохо поддаётся пониманию, если смотришь видеозапись – вроде, ничего особенного не сказал, но люди окружают его плотным кольцом и жадно ловят каждое слово. На этот раз поводом для встречи стали офорты Рембрандта.

Это вам не праздненство красок на литографиях Шагала, не внушительные деревянные скульптуры святых, не плакат В. Круковского, говорящий на таком понятном языке, которые сегодня соседствуют в стенах Национального художественного. Рембрандтовские изящные линии – ребус, требующий работы над собой. Ключи, конечно же, Никита великодушно вручит, на все вопросы ответит, и после не бросит группу, дотошно выспросит, а вам-то какой Рембрандт открылся. И вообще, кто вы по сути своей, Рембрандт или Шагал?

И выйдете вы из музея, нагруженные фактурой по самую ватерлинию: в голове будут и мужественные голландцы, выбравшие в награду за победу не освобождение от налогов, а основание университета в городе, и счастливый любящий художник, ни грамма не приукрашавший свою Саскию, и Эйфелева башня Шагала, и офорты нашей современницы Софьи Пискун, а главное – та весёлая лёгкость, с которой эта бездна информации помещается в уме Никиты и щедро перетекает к вам. Господи, сколько, оказывается, есть тем для разговоров и как интересно жить! Мне повезло, я таких людей много знаю. Максима Жбанкова, например. Наталью Агафонову с её удивительными программами в Музее кино. Виктора Скоробогатова. Татьяну Бембель. Внимательно следите за афишей, они постоянно проводят интересные мероприятия.

А выставка «Великий Рембрандт», шестьдесят девять оригинальных офортов из итальянской частной коллекции Элизы Моретти, завтра последний день работает в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Но поводов для общения, надеюсь, будет ещё много. Присоединяйтесь!

Ольга Павлюченко,

фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *