Трудно оценить глобальное явление, если оно – привычный фон твоей жизни. Когда я была ученицей средней школы, их песни постоянно звучали по радио и теле, и можно было запросто встретить артистов на улицах столицы. Например, идёшь с подружкой из «Спорттоваров» по бульвару Толбухина, а в припаркованной у ресторана «Каменный цветок» «Волге» А. Кашепаров разговаривает со своей знакомой…
Проектами,
посвящёнными Мулявину и «Песнярам», Белорусский государственный институт
проблем культуры, где я работала в редакционно-издательской лаборатории,
занимался в далёких 2005–2008 гг. Мне вручили кипу публикаций о легендарном
ансамбле и его руководителе с просьбой написать текст. Удивило, что в статьях
был разнобой в датах каких-то событий. Отмела все откровения про внесценическую
жизнь артистов, которыми щедро делились с прессой в перестроечные годы.
Хотелось оставить главное – то, что стало и останется достоянием истории
белорусской культуры и что я не могла оценить по достоинству в детские годы. Не
добавляю фото в материал, их будет предостаточно в Интернете ко дню рождения
Владимира Мулявина 12 января.
Начало
Подробно изучая биографии великих современников, мы стараемся отыскать в их начале приметы будущих блистательных побед и свершений.
Не исключение и Владимир Мулявин. Родился в Свердловске, в январе 1941 года, за полгода до начала Великой Отечественной войны. Частичка великого народа, страстотерпца и победителя, он учится жить и мыслить в масштабах огромной героической страны.
Интервью с самим Мулявиным и его современниками, вспоминающими об этом человеке, выхватывают разные грани его натуры: взгляду читателя открывается то, что он считает главным вехами своего становления.
Увлечённость. В 7 лет попал на репетицию и записался в струнный оркестр. Потом – во все оркестры недалеко от дома.
Благодарность первому учителю. Во многочисленных интервью Мулявин говорит, что ему повезло: Александр Иванович Навродский – прекрасный педагог, воспитанник Харьковского института культуры, репрессированный, занимался с будущим песняром по 6–7 часов в сутки.
С ранних лет Владимиру Мулявину присуща самостоятельность: зарабатывать на хлеб начал в 11–12 лет, играя на самых разных инструментах на улице, у поездов…
Учится в школе, в 1956-м поступает в Свердловское музыкальное училище.
В 15 лет пытается создать джаз-бэнд (предпочитая джаз «Битлз»). Девять единомышленников отчислены из училища с формулировкой «за увлечение западной музыкой». Разъехавшись по родным городам, поступают учиться снова… Владимира Мулявина вскоре восстанавливают в Свердловском музучилище…
В 1959 г. он
получает приглашение от Белорусской филармонии
и приезжает в Минск. Здесь еще нет джаза, но Мулявин открывает для себя
фолк-рок.
О службе армии (1960–1962 гг.) позже Мулявин говорил: «“Лявоны”-солдаты до сих пор оказывают большое влияние на артистов-“Песняров”… В зарубежных гастролях мы чувствуем себя бойцами советской армии искусств…»
Демобилизовавшись, Владимир Георгиевич возвращается на работу в Белгосфилармонию.
Первая ступень к славе
Служба вКраснознаменном Белорусском военном округе стала важной вехой в судьбе Владимира Мулявина: в 1960 г. он знакомится с Леонидом Тышко, Владиславом Мисевичем и Владимиром Яшкиным.
Эти годы не прошли даром: Мулявин оттачивает мастерство солиста и гитариста, создаёт первые аранжировки народных песен.
Кумиры 1960-х
– вокальные квартеты: конечно же, «Битлз», подражания которому не избежали
наши герои; грузинский «Орэро», азербайджанский
«Гайна»…
Мулявина и товарищей объединяет интерес к белорусскому песенному фольклору, огромное трудолюбие и желание постигать новое.
Из аккомпанирующей группы танцевального ансамбля «Лявониха» рождается квартет «Лявоны» – результат долгих фольклорных экспедиций, изнурительных (по 12–14 часов) репетиций, а также изучения белорусского языка.
В 1969 г. в коллектив пришли Валерий Мулявин (ритм-гитара) и Александр Демешко (ударные).
В их репертуаре и советская классика, и западные хиты. Сочетав гитарно-ударный состав с дудочкой, цимбалами, лирой, скрипкой, «Лявоны» подошли к своему прочтению белорусского песенного фольклора.
Первому концерту предшествовало полгода репетиций – и успех! Чуть ли не каждую песню слушатели заставляли повторять дважды.
Именно в составе «Лявонов» были записаны столь любимые народом «Александрина», «Ты мне весною приснилась».
Проснулись знаменитыми
На вопрос «За что вы полюбили народную песню» Владимир Мулявин в одном из интервью ответил: «За наивность и в то же время за глубину текста. Там колоссальная поэзия, а какая философия!»
Основательным был подход группы к своему репертуару, тщательно обдумывалось и название – уютное «Лявоны» решили сменить на более масштабное – «Песняры». (Слово «пясняр» отыскали в словаре, много работая над усовершенствованием знания белорусского языка.)
Новое название ко многому обязывает, оно требовало современного прочтения народной песни и гражданственного звучания остального репертуара. В конце 1969 г. в ансамбль приходит Владимир Николаев: в палитру «Песняров» вплетаются орган и тромбон.
IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады в октябре 1970 г. в Москве состоялся после 12-летнего перерыва. В нем участвовали посланцы из 11 республик Советского Союза. «Песняры» приехали в Москву за свой счет, на свой страх и риск (ни о какой поддержке не могло быть и речи, вокально-инструментальный жанр с большим трудом пробивал путь на эстраду) и представили на суд взыскательного жюри и слушателей в первом туре песни «Трубачи», «Тёмная ночь», балладу «Хатынь», специально написанную для них И. Лученком.
«Событие, выходящее за рамки конкурса» – таков был итог этого тура. Во втором туре «Песняры» раскрыли перед слушателями богатый диапазон белорусской лирической песни: «Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко), «Ой рана на Ивана», «Аве Мария» (М. Танка).
«На голову выше других», «коллектив, необычный во всех отношениях», «они покорят весь мир» – пресса не скупилась на добрые слова.
А дома… Дома развели руками – не знали, что теперь делать с лауреатами.
Это было время, когда «бдительные» чиновники заставляли заменять в песне слова «Ой, Божа ж мой!» на «Ой, смутак мой!», когда песню «Крик птицы» официально разрешили петь только после выхода ее на пластинке фирмы «Мелодия», когда случалось ежедневно давать по три концерта, а билет на «Песняров» служил «пропуском» у ГАИ, директоров магазинов, администраторов гостиниц и т. п.
Источник творчества
Животворный родник песенного фольклора щедро питал творчество «Песняров».
Мулявин не раз говорил: «У нас одна мечта – хочется, чтобы народная песня пронеслась по стране бумерангом, чтобы в конечном итоге людям захотелось услышать, как её поют в самой глубинке».
Появлению многих песен в репертуаре ансамбля предшествовали фольклорные экспедиции, открытия вариантов исполнения одной и той же песни в разных регионах республики.
Аранжировка выполнялась бережно – «Песняры» стремились сохранить и выявить всю красоту мелодического рисунка. «Это не стилизация “под народ” и не механическое перенесение песен на нынешнюю эстраду. Трудно очень, – не скрывал Владимир Георгиевич, – но результат окупает все с лихвой».
Владимир Мулявин элегантно и очень гармонично соединил архаичные пласты музыки с современными, создав совершенно новое направление в советской эстраде – неофольклоризм. «Песняры» стали символом достоинства, вкуса и меры на сцене.
Но если поначалу «“Песняры” исполняли народную песню в классическом варианте, собирая на концерты 50–60 ценителей языка и мелодичности, позже они стали “примерять” песне более современную одежду». Огромная страна (СССР) вторила любимому ансамблю, запоминая белорусское «бульба», «зязюлечка», «канюшына», «калядныя бліны ладныя».
В прессе, тем не менее, поначалу разгорелись дебаты об этичности «такого вольного обращения с фольклором», артистов даже обвинили в том, что они «мутят прозрачную воду народных песенных источников».
Их задачей при создании второго альбома было возвращение слушателям традиционной календарно-обрядовой песни. Следуя народному календарю, творчески преломляя исходный материал, композитор-аранжировщик и музыканты создают яркие запоминающиеся образы: гулкие зовы просыпающейся природы в весенней песне «Жавороночки, прилетайте», пастораль летней купальской песни с предчувствием волшебства, ликующую праздничность жнивных песен… Этому как нельзя более способствовало звучание голосов а капелла.
Гастроли
Особой честью в 1970-е гг. считалось стать выездными. Нужно было представлять великую державу – самым лучшим и идеологически безупречным (чтобы, не дай Бог, никто не остался за рубежом). У «Песняров» счастливая гастрольная судьба: Германия, Польша, Чехословакия, Румыния, Франция…
В одном из интервью Анатолий Кашепаров вспоминал: «Поздней осенью 1971-го поступило предложение от Мулявина работать в ансамбле. Согласился, и уже чрез три дня поехал с коллективом в Чехословакию. Это было событие нерядовое, поскольку разрешений на подобные поездки в то время приходилось ждать до полугода».
В Каннах в 1975-м их услышал американский импрессарио Сид Гаррис, пожелавший объединить в одном концерте американское (группа New Christy Minstrels) и белорусское кантри. Несмотря на занявшее целый год оформление документов, согласования и прочую бюрократическую волокиту, «Песняры» получили визы в Америку. 1976-й год, первое заокеанское турне, маленькие городки Юга покорены белорусской лирикой. Фирма «Коламбия» записала диск, куда вошли «Купалінка», «Касіў Ясь канюшыну», «Вераніка»…
Через год – вторая поездка в Штаты. «Нам доверяли, – вспоминал Леонид Борткевич, – и это было больше, чем если бы с нами соглядатай ехал».
Гастролировали в Индии (Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта, Бангалор, Тривандрум) и в Африке (Гана, Того, Нигерия, Буркина-Фасо), умудряясь прорваться через языковые барьеры, строили программу так, что африканцы, склонные обычно засыпать от славянских мелодий, были от «Песняров» в восторге.
Самым ответственным моментом «Песняры» считали выступление в конференц-зале ООН, где представляли культурную программу, посвященную 100-летию Максима Богдановича.
Это время родило две легенды: «Слушать “Песняров” завещал великий Леннон» и «Пол Маккартни завидовал “Песнярам”».
В 1975 г. у них была возможность выступить в одном концерте с «Битлз», но, к сожалению, этого не случилось.
В. Мулявин подтверждал, что в зарубежной прессе тех лет читал высказывание Маккартни: «Мне бы такой голос».
В творческом содружестве
Героико-патриотическая тема – второй краеугольный камень славы «Песняров».
В их репертуаре новое звучание обретает «Тёмная ночь» Н. Богусловского, с их лёгкой руки стали популярны «Дрозды» В. Шаинского, В. Баснер предложил ансамблю озвучивать художественный фильм «Мировой парень» – и вся страна запела «Берёзовый сок».
Своеобразной заставкой концертов стала «Белоруссия» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, полюбилась слушателям и «Беловежская пуща».
Отдельно следует вспомнить в этом «звёздном» ряду Игоря Лученка. Творческий союз этого композитора и «Песняров» подарил слушателям 24 песни.
Первая – баллада «Хатынь», внесшая свою лепту в победу ансамбля на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Владимир Мулявин часто говорил в интервью: «Мы по праву считаем Лученка нашим песняром». «Спадчына», «Мой родны кут», «Мы идём по стране», «Памяти Виктора Хары», поэма-легенда «Гусляр»…
«Не следует думать, что всё идёт без сучка и задоринки. Слушатель видел лишь айсберг, а огромная льдина “отработанного” материала, десятки вариантов, которые почему-либо не устраивали нас или композиторов, споры, а иногда и ссоры остаются за дверями творческой лаборатории.
Песня не должна, не может приспосабливаться к ансамблю, ей <…> необходимо быть выстраданной и им, и композитором», – эти слова Владимира Георгиевича вполне справедливы по отношению к совместному творчеству с Игорем Лученком.
Крупные концертные формы
Огромный творческий потенциал ансамбля, артистизм, умение музыкальными средствами раскрывать разноплановые характеры подтолкнули «Песняров» к работе над крупными концертными формами.
Первой стала опера-притча «Песня о доле», в основе которой лежали ранние произведения народного поэта Беларуси Янки Купалы, либретто и постановка В. Яшкина. Не изменив себе, своему стилю, сочетая современную эстрадную и народную песенную музыку, «Песняры» размышляли о судьбе белорусского крестьянина, обречённого с колыбели на беспросветную нужду…
Попробовав силы, перешли к более сложному произведению – поэме «Курган», специально для этой цели расширив состав ансамбля.
Дипломной работой И. Лученка была Кантата для симфонического оркестра, хора и солистов, написанная по мотивам поэмы Купалы. Созданный на музыку Лученка в аранжировке Мулявина, спектакль шёл с огромным успехом. Премьера «Гусляра» состоялась в 1979 г. С тех пор выступления «Песняров» проходили следующим образом: одно отделение – театрализованная композиция, второе – песенное.
Продолжая тему гражданственного звучания поэзии, обратились к творчеству В. Маяковского. Стержнем следующей программы стала его неоконченная поэма «Во весь голос». (Премьера состоялась в 1987 г.)
Случайно на глаза журналисту П. Якубовичу и заслуженному артисту республики В. Мисевичу попала книга белорусского поэта-фронтовика В. Тараса «Две тетради». Мисевич тут же повез сборник стихов Мулявину. Программу «Через всю войну» готовили в содружестве с Валентином Тарасом. Обратились к творчеству Янки Купалы, А. Твардовского, А. Прокофьева, С. Гудзенко, Н. Кислика, Э. Огнецвет.
В результате жёсткого отбора в новой композиции осталось 17 песен (написано было гораздо больше). Посвященная 40-летию освобождения Белоруссии от фашистов, программа создала образ рядового героя войны, прославляя его мужество, подвиг и то, что в самых трагических ситуациях наш боец не терял человеческих чувств и веры в жизнь.
«Я открыл совершенно новый для себя пласт фольклора – белорусские казацкие песни. Так родилась программа “Вольность”», – говорил В. Мулявин в интервью газете «7 дней». Посвящена «Вольность» была теме объединения славянства (православных украинского, русского и белорусского народов) и включала песни на трёх языках. В обработке фольклорного материала для программы помог «Песнярам» белорусский поэт В. Некляев.
К сожалению, из задуманной программы на стихи Роберта Бёрнса «Весёлые нищие» в репертуар «Песняров» вышли только 4 песни И. Паливоды, приятно удивив совпадением интонационно-тембровой основы стилизованных шотландских песен и белорусских.
С программой «Венок Богдановичу» «Песняры» удостоились чести выступить в конференц-зале ООН.
«Песняры» как объект исследования
О таком явлении, как «Песняры», нельзя было не говорить – ансамблем занялись не только журналисты, но и музыковеды-аналитики.
Тщательно разбирались ступени к славе, всесторонне рассматривалась каждая программа, её плюсы и недочёты.
Посвящённые творчеству «Песняров» аналитические материалы отмечали огромную роль коллектива в том, что на одной шестой части света пробудился интерес к белорусской песне, сходились во мнении, что высока вокальная культура, безупречна ансамблевость, участникам присущ универсализм (все они – прекрасные исполнители, владеющие несколькими музыкальными инструментами, склонные к импровизации, выразительно поющие, искренне увлечённые своим делом).
Отмечая яркую индивидуальность каждого музыканта, не скупились на комплименты Владимиру Мулявину: его пение – примечательная особенность ансамбля, аранжировки – образец высокого искусства. Он – первый, кто разглядел «по-королевски благородные истоки белорусской музыкально-песенной истории».
Благодатной темой аналитических работ были традиции народной песенной культуры в творчестве известного коллектива: «Голоса солистов, разные по диапазону, почти не отличаются по тембру, причем вырабатывается одинаковая манера исполнения, включающая подачу звука, организацию дыхания, интонирование, артикуляцию. В итоге – звучание, похожее на аккорд, взятый на струнах одного инструмента, где голоса соединяются не только между собой, но и с инструментами».
Не обойдено вниманием критиков и новаторство «Песняров» в использовании световых эффектов.
Авторы этих работ единодушны в выводах: ансамбль «Песняры» стал одним из первых коллективов республики, который на основе белорусской народной песни под влиянием современных течений – джаза и рока, а также советской песенной классики сформировал национальный песенный стиль, органично влившийся в музыкальную культуру Беларуси.
Ольга Павлюченко