Театр как повод для путешествия

Спешите видеть! С 3 по 17 июня снова в Минске легендарный Казанский академический русский драматический театр им. В. И. Качалова, который возглавляет Александр Яковлевич Славутский – народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая, лауреат премии Правительства России им. Ф. Волкова, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

«Гамлет» на сцене Качаловского

Моё знакомство с этим потрясающим театром началось осенью 2023 года, когда на гастроли в Минск коллектив привёз «Бал воров» Ж. Ануя, «Женитьбу Фигаро», «Когда зажгутся фонари» и другие замечательные постановки. «А знали бы вы, какие у нас идут драматические спектакли!» – сказали нам его сотрудники. И это стало поводом весной 2024-го купить тур в Казань.

В то время в афише были заявлены два спектакля: на «Гамлета» я сразу заказала билет по Интернету, но не стала рисковать с Булгаковским «Бегом», что шёл в день нашего приезда в столицу Татарстана. И оказалась права, я не успела бы добраться до театра: жизнь в Казани отличается от минской, спектакли начинаются в шесть часов вечера. В наш приезд город готовился к саммиту: центр напоминал огромную стройплощадку, некоторые гостиницы закрылись на ремонт, и отель «Регина», в котором нас поселили предприимчивые ребята из турфирмы «Анита.бай», находился в сорока минутах чистой езды от центра, но… Казанские дороги не успели за рекламой «третьей столицы России» и оказались не готовы ни к грузопотоку, ни к полчищам туристов, поэтому передвигаться почти постоянно приходилось в пробках. Транспорта, по минским меркам, тоже было мало.

Сердце туристического города

День спектакля я решила целиком провести в центре. Выехала утром. В Минске шёл снег вперемешку с дождём, а на табло залитой беспощадным солнцем остановки с названием Большие клыки высвечивалось плюс 32 градуса Цельсия. Молодой татарин, обилечивающий пассажиров, явно состоял из ртути, потому что просачиваться между людьми в битком набитом в автобусе, не обладая сверхъестественными способностями, по моему разумению, невозможно. Кстати, за наличку билет стоил дешевле, о чём гласило объявление на кабинке водителя. А для пенсионеров он оказался бесплатным, про что, правда, нигде не было написано.

Промелькнула за окном разрисованная граффити стена одного из институтов, и автобус остановился на Габдуллы Тукая, в начале пешеходной улицы, развороченной ремонтом. Первым делом отыскала театр и отправилась по заранее спланированному ещё в Минске маршруту.

Казань открылась мне музеями (пенсионная скидка и прочие белорусские льготы работают при покупке билетов), книжными полками магазинов, кафешками на каждом шагу, в одну из которых на улице зазывал специально поставленный человек, множеством потенциальных экскурсоводов, предлагающих подъём на башню царицы Сююмбике и прочие достопримечательности. Потрясение – полузанесённый песком человеческий скелет под прозрачным полом музея – нечто, совершенно не принятое в европейской традиции. Сотрудники посмеивались: «Не бойтесь, это муляж». Арабская вязь на старинных надгробных плитах. Школьники, постигающие детали народного быта на мастер-классе. Национальные костюмы народов, населяющих эти земли. Карета императрицы Екатерины, во время объезда границ империи разрешившей татарам молиться по-своему, за что особо почитаема в Казани. Плакаты Первой мировой, призывающие собирать деньги для приютов инвалидов. И день сегодняшний – выставка плакатов, посвящённых Дню космонавтики. Улыбающийся Минтимер Шарипович Шаймиев на фоне тугих золотых колосьев. (Здание Министерства продовольствия – достопримечательность города. Особенно роскошно оно выглядит при вечернем освещении.)

Казани, в отличие от разрушенного Второй мировой войной Минска, повезло – здесь есть много исторических зданий. Например, Дом Зинаиды Николаевны Ушковой, образчик моды на эклектику у состоятельных людей, свадебный подарок Алексея Ушкова невесте. К сожалению, история любви оказалась недолгой. По одной из версий, хозяйка успела продать дом до революции, уехать в Москву и даже снова выйти замуж. Другой гид говорил, что о её судьбе ничего не известно. Дому повезло, Надежда Константиновна Крупская велела перевезти сюда библиотеку. Чуть раньше я видела дворец Козелл-Поклевских в Красном Береге, тоже построенный неограниченным в средствах человеком для любимой дочери и её семьи в соответствии со взыскательным вкусом и при помощи лучших архитекторов, поэтому со знанием дела объяснила казанскому экскурсоводу, почему из всех, имеющихся в доме, был разрушен только камин в мужской курительной комнате. Сейф! Именно там мужчины того времени предпочитали хранить деньги.

Восток – дело тонкое. Как вам валяный из верблюжьей шерсти таракан? С удовольствием буду перебирать фотки из магазина «Нефть и верблюд» с изделиями из шерсти кораблей пустыни и косметикой из верблюжьего молока, о которых мне рассказывала артистичная продавщица Марина.

Невероятные сладости – о губадия! о чак-чак! о тактыш-калеве! – уедут в Минск в моём сердце и на изрядно округлившихся боках. А остановиться невозможно, даже не пробуйте: в облюбованном мной магазине-чайной их готовят прямо при вас. Сначала вы проходите через магазин и попадаете в чайную, где деревянные лавочки покрыты лоскутными дорожками и стоит манекен в национальном костюме, просто идёте на запах, потом пробуете понемножку всего, что выложено в стеклянных витринах. И когда выходите обратно через магазин – и у вас в руках полно пакетов… Как жаль, что далеко не всё это объедение можно довезти домой! Ведь Казань потрясающая на вкус!

Но сначала были книги. Я листала роскошные иллюстрированные альбомы и романы, наслаждаясь местным колоритом. Конечно, хотелось скупить полмагазина. По диагонали пыталась прочесть историю Заифы Кадыровой «Испытание судьбы» об обманутой возлюбленным девочке и благородном брате соблазнителя… Но остановилась на двух: «Татарская хитрость. Мэзэки (народные шутки)» в великолепном тёмно-синем с золотом переплёте и «Избранном» Габдуллы Тукая в переводах разных авторов.

С удовольствием провела полтора часа в книжном прямо напротив Качаловского, со знанием дела расспросив о нюансах книгоиздания в Татарстане. Командировочной девушке (сначала мы наслаждались лакомствами в кафе, потом разговорились у входа в театр) подсказала зайти в книжный за подарками младшим братишкам и сестрёнкам. Та вернулась с целым рюкзаком ярко иллюстрированных детских книг.

Все люди знакомы через одного

Мир удивительно тесен: моей соседкой в зале оказалась девушка из далёкого сибирского города Тюмени, которая работает с неоднократно заглядывавшим к нам в редакцию газеты “Літаратура і мастацтва” поэтом и Генконсулом Беларуси в Тюмени Владимиром Шуглей.

Мечеть, Министерство сельского хозяйства, Кукольный театр, памятник эчпочмаку

Кстати, знаете, почему в Казани фантастический огромный кукольный театр и нет проблем с воспроизводством народонаселения? Жизнь замирает в десять часов вечера. Город погружается в нирвану и темноту. Добираться из театра  я решила на такси, потому что, опять же из-за ремонта, остановка автобуса находилась не через дорогу напротив, а где-то совсем на другой улице. Дивное местечко, где был наш отель, носило название Большие клыки, чтобы добраться до него, спрашивать нужно было Малые клыки. Я не покупала российскую симку, поэтому на всякий пожарный заручилась поддержкой у всех продавщиц близлежащих магазинчиков, где днём покупала сувениры, что они помогут. Все охотно согласились. (Самый популярный сувенир – кот. Когда-то императрица Екатерина увезла отсюда множество бесстрашных крысоловов для охраны Эрмитажа. Поездом хвостатый усатый десант был отправлен и в послевоенный Ленинград.)

Конечно же, я не утерпела признаться билетёрам, что приехала в Казань, потому что с первого спектакля влюбилась в их замечательный театр, и они познакомили меня с администратором Юлией Николаевной Сутковой. Вы даже не можете себе представить, как это было приятно – услышать столько хорошего о Минске, о белорусской публике!

Юлия Николаевна не только пересадила нас в партер на свободные места, но и помогла заказать такси после спектакля. Благодарение Богу, ехала я не одна – семья из нашей экскурсии выбрала прогулку по городу вместо поездки в Булгур (75 долларов на троих – достаточно ощутимо для семейного бюджета).

С огромным трудом вызванный шофёр (а далеко не всем хотелось ехать об эту пору в Малые клыки) прибыл не по указанному адресу, а в точку вызова, к служебному входу театра, и великолепная Юлия Николаевна на высоких каблуках бежала за нами целый квартал.

Глава семьи и принял на себя всю роскошь общения с нашим водителем, который  всю дорогу жаловался, как ему, бедному, не дали ходу, потому что не выучил татарский язык, который, кстати, преподают в школе.

Качаловский во всей красе

Львиная доля фотоархива поездки посвящена Качаловскому. Его вместительная касса находится в отдельном помещении. Скромный вход в театр таит за собой несказанное великолепие. В фойе встречает зрителя памятник В. И. Качалову (скульптор А. Миннуллина), открытый 18 октября 2005 года, единственный на сегодняшний день памятник великому артисту.

Огромные зеркала расширяют пространство. Просторный буфет рассчитан на постоянный аншлаг. Между этажами – витрина с костюмами из «Пиковой дамы».

На двух этажах музея с любовью собрана и хранится история театра: афиши, фото спектаклей, костюмы. 6 марта 1973 года по инициативе директора народной артистки РСФСР Валентины Павловой и заведующего литературной частью, впоследствии заведующего музеем, заслуженного работника культуры ТАССР Игоря Ингвара была открыта экспозиция – «Качаловская комната». Легенды сцены, кузница кадров для подмостков Петербурга – вот вам и провинциальный российский театр!

Что понравилось больше всего? Бережное отношение к классике – к счастью, Качаловский не экспериментирует, выворачивая и подгоняя под реалии сегодняшнего дня: он блестяще подчёркивает её общечеловеческую вечную актуальность. На его сайте можно прочесть: «В своём творчестве Александр Славутский опирается на традиции вахтанговской школы с ее зрелищностью, иронией и техническим совершенством и в то же время умеет заворожить зал рассказанной историей, пробудить чувства, заставить плакать и смеяться… А многолетнее творческое содружество с художником яркой индивидуальности заслуженным деятелем искусств России, народным художником Республики Татарстан, лауреатом Государственной премии Республики Татарстан Александром Патраковым обеспечивает неизменно высокий уровень сценографии, точно воплощающей режиссерскую мысль».

Хотите убедиться сами? Присоединяйтесь! Легендарный театр у нас в гостях до 17 июня. С подругами мы взяли билеты почти на все его спектакли. Приятно было, что за полмесяца до начала гастролей их уже активно покупали. На этот раз «Гамлета», «Пиковую даму», «Филумену Мартурано», «Секрет её молодости» и другие спектакли можно увидеть в Минске. И запланируйте себе поездку на его постановки в Казань – оно того стоит!

Ольга Павлюченко,

фото автора