Прогулка по Атлантиде

Название этого музея в популярной афише тут.бай искать не стоит. О нем нужно спрашивать исследователей белорусской старины, историков костюма, краеведов – и не только у нас, но в России, Украине, Литве, Польше.

Музей древнебелорусской культуры, адрес которого: г. Минск, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2 (одно из высотных зданий Национальной академии наук), собственно, не совсем обычный музей. Он начинался с коллекций, собранных сотрудниками Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы в многочисленных экспедициях по родному краю, целью которых в первую очередь было формирование экспериментальной базы для дальнейшего развития различных отраслей исторической науки – истории искусств, ремесел, этнографии, эстетики. Возглавляла поездки заведующая отделом древнебелорусской культуры Ольга Терещатова. Во многом благодаря стараниям Ольги Васильевны и был создан музей, на базе коллекций которого сотрудники отдела проводят научно-исследовательскую и просветительскую работу. Торжественное открытие состоялось 15 мая 1979 года, к 50-летнему юбилею НАН Беларуси.

Студенты – будущие историки, археологи, искусствоведы, модельеры – его постоянные посетители. Они приходят сюда по много раз – с фотоаппаратом, карандашом и блокнотом, чтобы схватить мельчайшие детали эпохи, далекой, как Атлантида. Впрочем, древнебелорусской культуре повезло несколько больше – от нее еще остались материальные следы, которые тщательно изучаются, хранятся, реконструируются.

В трех основных выставочных залах – рушники и кувшины, деревянная скульптура, иконы, а главное – лучшая в Беларуси коллекция национального костюма. Наше национальное достояние смогли оценить в ноябре-декабре 2015 года жители и гости российского Воронежа, объявленного культурной столицей СНГ в этом году. Экспозиция «Искусство Беларуси. Путь в веках» стала крупным событием в культурной жизни – мероприятий такого плана не только в России, но и в Европе не проводилось несколько десятилетий. Сотрудники отдела во главе с заведующим Борисом Лазуко тщательно выбирали иконы, сакральную деревянную скульптуру, керамику, народный костюм. И акцент сделали именно на пяти нарядах из разных регионов Беларуси: в России древнебелорусские головные уборы – наметка или плат – экзотика.

Сегодня в собрании Музея 14 крупных коллекций, около 30 тысяч единиц хранения основного, научно-вспомогательного и экспериментально-реставрационного фондов. Прогулка по белорусской Атлантиде была бы неполной без экскурсовода. Сотрудники отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы исполняют эту роль по очереди. Для меня гидом стала старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Мария Винникова. Мария Николаевна работает здесь с 1985 года и, пожалуй, о каждом из текстильных экспонатов может написать целую книгу.

IMG_2705

О том, как из отдельных вещей собирался народный костюм, как тщательно срисовывала сохранившуюся в санкт-петербургском музее намитку и по рисунку восстановила способ ее ношения. Как чудом отыскалась эта деталь костюма в сундуке у жительницы белорусской деревни, куда приехала по просьбе местного фольклорного коллектива – обратились к ученым, чтобы помогли вспомнить, как соорудить на голове замысловатый убор.

 

IMG_2712

Вездесущая мода и промышленные ткани, нитки, кружево постепенно вытеснили традиционные наряды наших прародительниц в сундуки. Народный костюм надевали и в последний путь, и он постепенно исчезал вместе с его носителями…

Сейчас в мировой практике обратная тенденция – поиск настоящего. Возрождаются ремесла, технологии. Конечно же, именно такой лен нам вырастить уже не удастся. И всю технологию его превращения в ткань мы соблюсти вряд ли сможем, но сотрудники НАН и их единомышленники из центров народных ремесел и промыслов стараются изготовить максимально приближенные к аутентичным ткани. Пускай во всех городах Беларуси появятся похожие коллекции, чтобы учить историю нашей родины можно было не только по картинкам в книжках.

К слову, главной заслугой Музея древнебелорусской культуры Мария Николаевна считает, что в его экспозиции удалось передать образ жизни и мировоззрение наших предков, а не просто продемонстрировать в витринах старинные предметы. Очень многое в Музее сделано самими сотрудниками. Руками кандидата искусствоведения М.Винниковой созданы головы и руки для манекенов, отреставрированы многочисленные предметы традиционного костюма и текстиля. Ее стараниями проводятся фотосессии, винниковагде модели – наши очаровательные современницы. Изготовленная из льна («божьей свечой» называли его наши предки), вышитая в нужных местах сакральными узорами орнамента, народная одежда – защита тела, в котором живет душа. И те, кто примерил ее даже только для съемок, неуловимо преображаются.

Что может более наглядно дать почувствовать, какими были наши предки, чем традиционный костюм?! Бисерно мелкая вышивка и ослепительная чистота ткани расскажет о трудолюбии и старательности, цельность образа – о великолепном вкусе и красоте.

Народный костюм нужно изучать подробнейшим образом – чтобы не были крикливо-аляповатыми сценические наряды наших артистов, чтобы достоверными были спектакли и фильмы о далеких временах. Гармония старинного белорусского костюма нужна и художникам, и модельерам – вкус воспитывается на лучших образцах.

До наших дней информация о старинном белорусском костюме дошла благодаря фотографиям этнографа Исаака Сербова, который изучал быт Полесья в первые десятилетия ХХ века. Есть интересные экспонаты и в российских музеях – результат научных экспедиций начала прошлого века. Золотыми буквами в историю сохранения нашего наследия вписано имя Михаила Романюка. Лейтмотивом всех рассказов исследователей будет сожаление, что слишком поздно хватились, почти исчезло то, что надо было добросовестно изучать и хранить.

В Национальной академии наук сумели собрать лучшую – самую полную коллекцию. Когда-нибудь это сокровище будет оценено по достоинству. Пришел же черед возрождения мировой славы слуцких поясов, которые, кстати, есть в экспозиции Музея древнебелорусской культуры. А пока можно подарить себе и друзьям экскурсию в музей – и не одну, потому что каждый из его экспонатов заслуживает отдельного визита.

Ольга ПАВЛЮЧЕНКО, фото автора

Добавить комментарий